Более подробное описание жизни святого
угодника Ивана удалось составить только
в 2010 году благодаря обнаруженной и
приобретённой гравюре 18 века с клеймами
и житием св. Ивана Пустынника на
старочешском и старогерманском языках.
(прим. автора)
Святой Иван (Иоанн) Пустынник (называемый также хорватский или чешский) был княжеского рода. По легенде, его отец, предводитель бодричей, одного из племён полабских славян, и великий князь ободритского союза Гостомысл имел несколько сыновей и, несмотря на то, что Иван был младшим из братьев, получил особое благорасположение от своего отца, был коронован с титулом князь Хорватский (в то время в составе ободритского союза было и племя так называемых чешских хорватов). По этой причине и объясняется изображение короны и скипетра у его ног на гравюре, клеймах с житием и иконах. Таким образом, Иван был помазанником Божьим, так как его отец свято соблюдал церковные христианские Тайны, в том числе священнодействие при помазании на княжеский трон.
Вся семья Гостомысла была ревностно христианской, жила церковной жизнью, являясь примером для своих поданных, чем и объясняется дар веры, благочестия и любовь к Богу сына Ивана. Сам князь Гостомысл отстаивал независимость своего народа от короля восточных франков Людовика II Немецкого и был убит в 844 году в бою с его войском.
Святой Иван с детства избегал мирской суеты, по возможности избегал общения с людьми, не отвлекался на пустое времяпровождение, а в аскетизме и уединении старался быть ближе к Богу, познать Бога. Как пишет летопись, ещё в колыбели ему являлись ангелы, пели колыбельные песни. Без сомнений, этот человек был предизбран от Подателя всех благ.
После коронации молодой князь стал тяготиться возложенным на него бременем мирских забот и хлопот. Будучи князем, и, в то же время, по своим качествам, миролюбивым человеком, он чувствовал не только суетность этого бытия, но и то, что в крайних случаях необходимо принимать и жёсткие решения, а, может, и вести войны. Перед ним стоял нелёгкий выбор. Всё взвесив, молодой князь решил отказаться от светской славы и княжеских почестей, ради более высокого призвания служить Господу. Начал искать возможность скрыться и уединиться.
Однажды он со своими братьями и малой дружиной принял участие в охоте, выждал подходящий момент и скрылся от своих слуг в лесу, покинув родителей и братьев. На пути ему встретился нищий, и Иван обменял свои княжеские одежды на лохмотья встретившегося ему бедняка. Родные братья, бросившись его искать, так и не узнали его в одежде нищего, что случилось по промыслу Божьему. Таким образом в 867 году от Рождества Христова покинул он своё отечество. Ангел Божий направлял св. Ивана на всех путях его, ведя в Чешские земли, заселённые в те времена язычниками.
В густых непроходимых лесах, что недалеко от Праги, набрёл святой Иван на пещеру, находящуюся в нижней части скалы, в которую по воле Божией и поселился, прожив в уединении 42 года.
Необходимо отметить, что в Чешских землях он оказался значительно раньше, чем был крещён первый язычник. Святой Иван, происходящий из чешских хорватов, был одним из первых христиан, первым монахом Отшельником и первым святым Чешских земель. Подвижническая жизнь далась не легко. Согласно преданию, его духовный бой с нечистой силой был крайне изнурителен, после двух лет наиболее сильного искушения злыми демонами, одолеваемый ими, святой угодник решил покинуть пещеру. Отойдя несколько десятков метров, явился ему святой Иоанн Креститель, Предтече Господень и даровал св. отшельнику свой крест, повелев вернуться.
Угодник Божий вернулся в своё покинутое жилище, уповая на волю Божию, и силою честного и спасительного креста поверг так долго домогавших его демонов и супостатов в неописуемый страх и трепет. В отчаянии они разбегались и разлетались, не могущие противостоять силе Господней. Последний злой демон, будучи побеждённым, пробил в верхней части пещеры через всю скалу многометровую дыру и вылетел на поверхность. Эта дыра диаметром около 90 сантиметров сохранилась и по сей день, в назидание современникам. На старинной гравюре 18 века весьма отчётливо изображено это благодатное действие с детальными подробностями и описанием произошедшего. На том месте, где встретились св. Иоанн Креститель и св. Иван, в 1602 году были установлены скульптуры, вытесанные из красного мрамора, которые являются первыми каменными скульптурами святых на территории чешских земель.
С этого момента святой отшельник жил в пещере ещё 14 лет, не покидая её, питаясь по промыслу Божиему дарами леса и молоком одной лани.
Кроме злых бесов, претерпевал он и озлобленные нападки людские. Однажды язычники-пастухи, нашедшие его убежище, избили отшельника до полусмерти. Кровь эта до сегодняшнего дня проступает на камне в пещере, но сподобляются её лицезреть лишь те из паломников, кто особо его почитает. На другом камне достаточно хорошо отпечатались следы стоп и колен святого, к удивлению и поклонению его почитающих христиан. Проводя свою жизнь в аскетизме, скорбях и лишениях, стойко перенося голод и холод, святой Иван непрестанно благодарил Бога, служа и молясь Ему!
Однажды, во время охоты, чешский князь Борживой (Bořivoj I.), выехал со своей свитой из города Тетин через реку Бероунку. В ходе охоты Борживой стрелой из лука подстрелил лань. Это была та самая лань, которая кормила угодника Божьего молоком, раненая, она дошла до пещеры и бездыханная упала к ногам св. Ивана. Князь Борживой преследовал лань и так встретился со святым отшельником. По просьбе Борживоя святой Иван рассказал свою родословную, княжеское сословие, возраст, вероисповедание. Собственно, встретились два князя, Чешский и Хорватский. Князь Борживой имел жену Людмилу, являющуюся дочерью князя полабских сербов из племени пшован Славибора, позже известную в христианском мире как святую мученицу Людмилу, первомученицу Земли Чешской. Из летописей Козьмы Пражского известно, что чешский князь Борживой, из рода Пржемысловичей, с супругой Людмилой были крещены равноапостольным Мефодием, архиепископом Моравским, во время правления князя Святополка Моравского в столице Великой Моравии – Велеграде.
Борживой сокрушался, что убил единственную кормилицу св. Ивана, лань, приносящую молоко. Он пожелал как-то искупить свою вину, но св. Иван великодушно отказался от каких-либо вознаграждений. Княжна Людмила и князь Борживой имели желание приютить угодника Божьего у себя в замке в Тетине, от чего тот так же великодушно отказался, но попросил позвать к нему священника. По возвращению в Тетин, князь Борживой послал к пещере христианского священника Павла Каиха, духовного наставника святой Людмилы, который после покаяния и исповеди причастил св. отшельника Святых Христовых Таин.
Проведя некоторое время со священником, пообщавшись на душеспасительные темы, вместе с отцом Павлом они пришли пешком в Тетин. Была отслужена божественная Литургия, в которой принял участие и святой Иван.
Угодник Божий передал слова, произнесённые святым Иоанном Крестителем. Согласно этому преданию, в окрестности пещеры должны быть сооружены часовни в честь святого Креста, Пресвятой Богородицы и святого Иоанна Крестителя. По преданию, князь Борживой послал сюда двух священников и именно он возвёл здесь эти три часовни. Также по преданию, отшельническая жизнь св. Ивана оказала влияние на духовную жизнь Борживоя, который приложил немало сил для распространения христианства.
Некоторое время погостил св. отшельник у благочестивой княжеской четы и вернулся в своё жилище, предпочитая уединённую жизнь в Боге. Блаженной кончины святой Иоанн удостоился в 909 году от РХ.
Достаточно скоро началось почитание столь легендарного пустынника, люди из ближайших окрестностей всё больше принимали христианское вероисповедание, зная о подвижническом житии этого человека. Своим примером святой Иван поспособствовал изменению образа жизни людей как того времени, так и последующих поколений. Своим примером привёл и до сих пор приводит людей к душеспасению.
Согласно летописи короля Пршемысла Отакара I, пещера, скит, могила с мощами и часовня св. Ивана перешли в 1037 году во владение Островского бенедиктинского монастыря, который в 1420 году был захвачен и уничтожен гуситами. Мощи святого были надёжно спрятаны, но снова обрести их удалось только в 1584 году, благодаря чудесной находке. В 1661 году итальянским архитектором был возведён новый храм в стиле барокко, который в результате осадки фундамента разрушился. В 1711 году храм был перестроен архитектором Христофором Диценгофером.
Храм, посвященный Иоанну Крестителю, дал имя и поселению, возникшему вокруг него — Святой Ян под Скалой (по-чешски Иоанн переводится как Ян). И по сегодняшний день в центре храма стоит богато украшенное надгробие, в котором находятся нетленные мощи святого Ивана. Перед храмом, с улицы, бьёт ключ целебной воды — «Источник святого Ивана», имеющий свойство не портится даже при длительном хранении, как у святой воды, освящаемой священнослужителями, что могу и сам подтвердить.
Православная Церковь Чешских земель и Словакии чтит его память 24 июня, одновременно с днём памяти пророка Иоанна Крестителя (в России 7.7). В ближайшую к этой дате субботу в пещере служится Литургия, возглавляемая правящим архиереем — Епископом Пражским, в сослужении священнослужителей, как правило, из Праги, Бероуна и Пршибрама.
Со смирением
24.06.2015
протоиерей Олег Махнёв