Православная жизнь Европы

Христианские святыни Франции

С благословения Блаженнейшего Христофора, Митрополита Чешских земель и Словакии, архимандрит Сергий (Иванников) и иерей Олег Махнев предприняли с 1 по 5 сентября паломническую поездку во Францию. Они посетили не только традиционные парижские памятники (Триумфальная Арка, Лувр, Нотр-Дам, Люксембурский дворец, Пантеон), но и храм св. Александра Невского, храм прп. Серафима Саровского и другие. Поклонились мощам св. Женевьевы Парижской (Сант-Этьен дю Мон), св. Дионисия Ареопагита (Сант-Дени), св. равноап. Елены (Сен ле Сенжи), св. Марии Магдалины (храм св. Марии Магдалины).

Паломники побывали в Трехсвятительском подворье, где беседовали с игуменом Нестором и иереем Николаем Никишиным, Сергиевском подворье, Богословском институте, где встретились с деканом протоиереем Николаем Чернокраком и инспектором протоиереем Николаем Озолиным. Архимандрит Сергий и иерей Олег почтили память русских эмигрантов, посетив Дом Бердяева и кладбище Сен-Женевьев де Буа.

Православие не чуждо Франции. Святыни Франции дороги одновременно и западным, и восточным христианам, так как они свидетельствуют о существовании древней неразделенной Церкви.

Проповедь христианства в Галлии (древнее название Франции) восходит к первым векам, когда возникли семь епархий современной французской провинции Бретань, основанные семью святыми. Нашествие языческих саксов на Британские острова вынудило переправиться бриттов, которые в большинстве своем были православными, через пролив Ла Манш и основать в западной Франции первые приходы и монастыри. Произошло это в V—VI веках, а первые письменные свидетельства о христианских общинах на территории современной Франции относятся ко II веку. В 177 году за веру пострадали в городе Лион 43 мученика, о чем подробно написал святитель Ириней Лионский в своем письме. После этого христианство было проповедано во всех уголках Франции — от юга до западных провинций.

Иммиграция русских, греков, сербов в XIX веке, а также изгнание греков из Малой Азии и революция в России XX века способствовали оживлению православной жизни во Франции. Сейчас во Франции насчитывается примерно 200 тысяч православных верующих и 150 православных приходов, из которых 15 относятся к Московской Патриархии (включая три монастыря), а также 10 православных монастырей и четыре афонских подворья.

Хитон Христов

В городе Аржентё хранится одна из величайших святынь всего христианского мира — хитон Христа. Византийская императрица Ирина в знак дружбы подарила его королю Франции Карлу Великому. А дочь короля была главой женского монастыря, вокруг которого в 665 году и вырос Аржантё. В лихие времена христиане боялись, что французские революционеры уничтожат святыню, поэтому они договорились хранить части святыни в разных местах. С 1846 года хитон Христов находится в базилике города Аржантё.

Терновый венец Спасителя

В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя — тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания.

В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и основали Латинскую империю, просуществовавшую до 1261 года. Во время правления латинского императора Балдуина II королю Франции Людовику IX были проданы многочисленные христианские святыни, находившиеся в Константинополе, среди которых был и Терновый венец Спасителя.

В августе 1238 года король Людовик, прозванный Святым за свое благочестие, торжественно встречал эту святыню за 40 километров от Парижа. Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах. В 1241 году в Париж была принесена частица Креста Господня. В рекордные сроки, с 1243 по 1248 год, для этих реликвий в центре Парижа на острове Ситэ была воздвигнута Сент-Шапель — Святая часовня, один из шедевров готической архитектуры — на строительство которой было затрачено денег в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец. Вместе с венцом и фрагментом Честного Креста здесь хранился также один из гвоздей, вбитый в тело Христа. Терновые шипы, а их было около 70, были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран. Во время Революции Сент-Шапель была закрыта, а святыни перенесены в Национальную Библиотеку. Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном I и римским папой святыни были возвращены парижскому архиепископу. В 1806 году Терновый венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора Нотр-Дам, где хранятся до сих пор.

В первую пятницу каждого месяца в 15:00, а также в Страстную Пятницу католического Великого поста Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от него выносятся для поклонения верующим.

Святые мощи Дионисия Ареопогита

В 96 году по Рождеству Христову в Галлию прибыл христианский епископ с группой миссионеров. Это был Дионисий Ареопагит, обращенный к Богу проповедью апостола Павла в городе Афины, автор многих богословских сочинений, в конце своего земного пути ставший первым епископом столицы Парижа.

Поставив из числа своих спутников епископов в семи городах Франции, он остановился в Лютеции — теперешнем Париже — вместе с пресвитером Рустиком и архидиаконом Елевферием. Здесь они и положили основание Православной Галльской Церкви. Святой Дионисий и его спутники поселились за городом. В подземелье, где жил первый епископ Парижский, совершалось богослужение. Но, как и всюду в те страшные времена, святой Дионисий и его спутники были обвинены в пропаганде против римских властей, заключены в темницу и обезглавлены далеко за городом, на лесистом холме — Монмартре («холм мучеников»), где высится теперь храм Сакрэ-Кёр, к которому ведет улица де Мартир («улица мучеников»), названная так в честь славных мучеников Парижа — первого его епископа и его спутников.

Гонения на христиан в Галлии, как и всюду, продолжались до 312 года; но истребить христианство языческому Риму не удалось. Несмотря на гонения, Православная Галльская Церковь продолжала расти численно и духовно и дала много мучеников и святых, как вселенского, так и поместного значения. Среди них: св. Ириней Лионский, основоположник богословия восточной традиции, сщмч. Дионисий Ареопагит, свв. мученики Рустик и Елевферий, прославленный борец против арианства св. Иларий и апостол Галлии свт. Мартин Турский, св. Маркелл и множество других. К святым, просиявшим в Православной Галльской Церкви, относится и покровительница Парижа преподобная Геновефа (во французском произношении — Женевьева).

Святые мощи Дионисия Ареопогита находятся в базилике Сен-Дени (Святого Дионисия), вместе мощами пресвитера Рустика и диакона Елевферия.

Мощи святой равноапостольной Елены

Прежде мощи святой Елены хранились в Риме, в храме священномучеников Маркеллина и Петра, и один французский монах, который получил там исцеление по молитвам к святой Елене, загоревшись желанием получить ее мощи, спрятался вечером в храме, а утром вынес их и увез с собой.

Его поступок не получил единодушного одобрения. Когда монах принес похищенные мощи в свой монастырь, в их подлинность не поверили и похитителя осмеяли. Чтобы его разоблачить по всем правилам, была организована экспедиция в Рим, и результатами своего посольства французские монахи остались довольны. Но король Карл посчитал, что свидетельства монахов недостаточно. Король предложил, чтобы монаха подвергли испытанию кипящей водой. Монах согласился, веря, что святая Елена его защитит, и вышел из испытания невредимым.

С IX века, после всех описанных событий, мощи царицы Елены стали центром паломничества для всего Реймсского епископства. Монастырь, где они хранились, возрастал и процветал.

Мощи равноапостольной Елены находятся в католическом соборе, но есть разрешение и православные могут совершать молитвы у мощей святой Божией.

Дмитрий Рунцо, преподаватель кафедры романской филологии БГУ. По материалам официального сайта Белорусской Православной Церкви.