Владимир Лосский
Очерк мистического богословия восточной церкви
В новой рубрике журнала «Голос Православия» мы публикуем некоторые обобщающие формулировки знаменитого теолога Владимира Николаевича Лосского относительно роли Святой Церкви, взятые из его книги «Очерк мистического богословия Восточной Церкви».
Данная тема актуальна в связи с тем, что некоторые люди, увлекаясь различными проповедниками, поддаются их мнению о том, что в храмы ходить не нужно, а надо напрямую обращаться к Богу. Создается видимость «избранности и святости» таких людей. Слова Литургия и Евхаристия для них мало знакомы, они утверждают, что у них личный контакт с Вседержителем, а Церковь — это только традиции. Увлекаясь своими иллюзиями, они упрямо отходят от Истинны.
Не будьте немудры и легковерны. Проповедников и сект много. Церковь — Единая, Святая и Апостольская!
История мира есть история Церкви — мистической основы мира. Православное богословие последних веков, по существу своему, экклезиологично. Именно догмат о Церкви является в настоящее время тем тайным двигателем, который определяет мысль и религиозную жизнь в Православии. Все христианское Предание без всякого изменения или модернизации представляется ныне в этом новом экклезиологическом аспекте, ибо христианское предание — не неподвижный и косный архив, но сама жизнь Духа Истины, наставляющего Церковь.
Мир был создан из ничего одной только волей Божией, это — его начало. Он был создан для сопричастия полноте Божественной жизни, это — его призвание. Он призван осуществить это соединение в свободе, то есть в свободном согласовании воли тварной с волей Божественной, это — внутренне связанная с творением тайна Церкви. Сквозь все превратности, последовавшие за падением человека и разрушением первой Церкви — Церкви райской — тварь сохраняет идею своего призвания и одновременно идею Церкви, которая во всей полноте осуществляется, наконец, после Голгофы, после Пятидесятницы, как Церковь в собственном смысле слова, как несокрушимая Церковь Христова. Отныне мир тварный и ограниченный носит в себе новое тело, обладающее нетварной и неограниченной полнотой, которую мир не может вместить. Это новое тело есть Церковь; полнота, которую она содержит, есть благодать, преизобилие Божественных энергий, которыми и ради которых был создан мир. Вне Церкви они действуют как внешние определяющие причины, как Божественные произволения, созидающие и охраняющие тварное бытие. Только в Церкви, в едином Теле Христовом они сообщаются, подаются людям Духом Святым; именно в Церкви энергии — это благодать, в которой тварные существа призваны соединиться с Богом. Вся вселенная призвана войти в Церковь, стать Церковью Христовой, чтобы, по совершении веков, преобразиться в вечное Царство Божие. Из ничего сотворенный мир находит свое завершение в Церкви, где тварь, выполняя свое призвание, обретает непоколебимое свое утверждение.
А христианское предание — не только совокупность догматов, священных установлений и обрядов, хранимых Церковью, но, прежде всего, то, что выражается в этих внешних формах; оно живое предание, есть непрестанное откровение Святого Духа в Церкви, — та жизнь, к которой каждый из ее членов может приобщиться в свою меру. Быть в предании — значит опытно участвовать в открытых тайнах Церкви. Предание догматическое — это вехи, установленные Церковью на пути и познанию Бога, тогда как предание мистическое есть обретенный опыт тайн веры; они не могут быть друг от друга отделены или друг другу противопоставлены. Мы не можем понять догмата вне опыта, не можем иметь полноты опыта вне истинного учения.
Владимир Николаевич Лосский (1903—1958)
Родился в День Святого Духа, 25 мая 1903 года, в Петербурге, в семье известного философа Н. О. Лосского. С юношеских лет определился его интерес к истории философии, патристике и западному Средневековью. В 1920 году он поступил в Петроградский университет, но в 1922 году вместе с семьей был вынужден эмигрировать. Сначала Лосский жил в Праге, где занимался в семинаре у Н. П. Кондакова, знаменитого византолога и искусствоведа, а затем переехал в Париж. В течение нескольких лет он изучал и преподавал средневековую историю и философию, но уже в конце 1920-х годов все его внимание сосредоточивается на богословской и церковной проблематике. С 1928 года — член Православного братства им. св. патриарха Фотия. В годы Второй мировой войны — участник французского Сопротивления. С 1944 года читал курсы догматического богословия и церковной истории во Французском Православном институте им. Св. Дионисия. С 1953 года преподавал на Пастырских курсах при Западноевропейском патриаршем экзархате. Среди его сочинений выделяются два наиболее фундаментальных труда: «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» (опубликован в 1944 на французском языке) и «Догматическое богословие».
В богословии В. Лосского существенное место занимает обоснование неразрывной связи двух принципов христианского богословствования: апофатического и катафатического. Принципиальная невозможность познания божественной сущности лишь силами человеческого разума отнюдь не исключает богопознания. Последнее становится реальностью по воле самого Творца, который являет себя человеку в Откровении, которое, по Лосскому, есть «теокосмическое отношение Бога и человека». Поэтому «отрицательный путь» богословия (апофатический) с необходимостью должен быть дополнен «путем утвердительным» (катафатическим). В своей богословской системе В. Лосский следовал традиции православного исихазма, опираясь на учение Григория Паламы о Божественной сущности и Божественных энергиях, развивая идею «богословия света». Важнейшими чертами Церкви, в ее мистической и исторической реальности, по убеждению Лосского, всегда остаются кафоличность (вселенскость) и соборность.
Умер Владимир Лосский в Париже 7 февраля 1958 года.