Деньги появились как всеобщий эквивалент цены и стоимости еще задолго до Рождества Христова практически во всех культурах, у большинства народов. Разные правители, разные религии… Все это отображено на монетах. Христианство долгое время было гонимо властями Римской Империи. Однако при императоре Константине в IV веке христианство выходит из катакомб и становится религией Империи. Соответственно, христианские святые и Христос на монетах постепенно вытесняют языческих божеств.
Первые монеты с христианскими символами появляются в Византии. Как и во всей Римской Империи, первоначально на монетах здесь тоже были портреты императоров, языческих божеств, в частности — богини Ники (Виктории). В IV веке на монетах Византии появляются шестообразные кресты в ее руках, просто — изображения креста, часто рядом или за портретом императора. Появляется и Голгофский крест. На монетах императоров-иконоборцев крест — это единственно возможный христианский символ, с девизом: «Иисус Христос ника», что обозначает победу Христа. Император Феофил — последний иконоборческий император (конец IX века), при котором на монетах крест символизировал Христа, а не само его изображение.
Первой монетой с изображением лика Христа считают золотой солид Юстиниана II, правившего в Византии в конце VII века. Император славился невероятной жестокостью в правлении, но Христос на монете придавал авторитет власти Юстиниана. Образ Христа на монете не совсем соответствовал каноническому изводу — с большой бородой и копной волос, что скорее напоминает образ Зевса или старца.
Юстиниан правил дважды, так как был лишен престола — в 685-695 и 705-711 годах. После того, как Юстиниан вернулся из крымской ссылки, Христос на монетах появляется вновь, но в образе Эммануила, без бороды. Легенда (надписи на монете) остается той же. Возвращению Юстиниана на престол способствовали хазары и болгарский хан Теркел. Он-то и изображен на новой монете рядом с Юстинианом, так как тоже получает титул цезаря (царя).
На этой монете Христос уже напоминает самого императора. Дело в том, что происходит очередная, христианская сакрализация власти. Образ императора коррелируется с образом Бога, император — помазанник Божий, его представитель на земле, но не само божество — как это было в языческом Риме.
После иконоборческого периода, со второй половины IX столетия иконография на монетах все больше увеличивается. Христос, святые, Богородица как бы освящали императорскую власть. Порой исчезают с монет изображения самих императоров, Иисус их заменяет. Иисус Христос в течение целого столетия изображается как Пантократор, Царь царствующих, в полный рост, погрудно или сидящим на троне.
Это время чеканки «анонимных фоллисов» — мелкой разменной медной монеты, на которой изображение императоров, как говорилось выше, отсутствует вообще.
Порой икона и монета с изображением Христа воспринимаются как единый образ — единство земной, императорской власти и власти Христа, власти Божественной. Изображение Христа на монетах иногда повторяло православные иконы, почитание которых оказывало влияние на облик монеты. Конечно, это Иисус на троне, который на монетах появляется при Василии I, первом представителе Македонской династии. Очевидно, образ Иисуса копировал икону в Хрисотриклинии (императорской дворцовой палате). Этот образ был уничтожен иконоборцами и восстановлен Василием I. Таким образом, на монете — икона. Появляется серия монет, где у Христа эпитет — Халкитис, название Его прославленной иконы.
Образ Христа Халкитис[1] известен в двух вариантах чеканки на монетах: благословляющим или коронующим императора Иоанна III. Первый вариант иконографии ранее отсутствовал на монетах, второй — широко известен со времени императора Романа I. Андроник I часто применял его на своих монетах. Христос на монете вплоть до мелочей повторяет чтимый образ.
Удивительно, что почитаемый издревле извод появляется на монетах только в XII столетии. Но, возможно, именно эта икона послужила прототипом для изображений Христа на монетах со времени Юстиниана II. При императоре Иоанне III образ Христа идет с написанным эпитетом. Вероятнее всего, это связано с существованием на тот момент трех стран, называвших себя именно Византийской империей: Никея, Фессалоники во главе с Федором Дукой и государство его союзника, сербского короля Стефана. Чеканя монеты с Христом Халкитисом, Иоанн III утверждал себя как истинного императора Византии.
Солиды Византии признавались не только христианским миром, то есть Европой и Русью. Они имели хождение даже в мире арабском. И лишь появление на них изображений Христа — неприемлемое для ислама — выводит их из арабского оборота.
Византийский солид был тогда поистине «международной валютой». Если его не использовали напрямую — ему подражали. Владимир, Ярослав, Святополк чеканили свои монеты по их образцу. Соответственно, на их сребрениках и златниках присутствует Христос Пантократор. Это способствовало и христианизации Руси.
В Западной Европе сказалась феодальная раздробленность. Каждый сюзерен старался чеканить свою монету со своим изображением, гербом либо с небесным патроном своей страны, святым покровителем. Появляются и изображения животных. Часто имя правителя соседствовало с титулом «цезарь» или «император» — как претензия на наследие Западной Римской империи.
Наиболее известные монеты в Западной Европе с изображением Христа — дукаты. Первый дукат отчеканен на Сицилии в 1140-м году. На дукате был изображен Иисус, имелась подпись Sit tibi Christe datus, quem tu regis iste ducatus («Это герцогство, коим ты правишь, Тебе, Христос, посвящается»). От последнего слова в латинской легенде монеты и пошло название монеты.
В Венецианской республике в 1202 году отчеканена золотая монета — цехин, на аверсе[2] которой — Христос на троне. В той же Венеции уже в конце XIII века, в 1284 году, была выпущена в оборот золотая монета. По весу — флорентийский флорин, но имевшая оригинальный внешний вид — цехин. На аверсе — Христос в мандроле, на реверсе — дож, коленопреклоненно принимающий знамя из рук покровителя Венеции — святого Марка. Надо отметить, что Венеция и Сицилия — как раз граница православного и католического миров, потому влияние православной Византии тут особенно ощутимо. В XVI столетии в Венеции была в обороте монета в два сольдо. Аверс и реверс ее имели те же изображения, что и монеты, описанные чуть выше. Этот тип монет также имел название «гадзетта». Был номинал этих монет — 2, 3, 4, 10 сольдо. Первый листок с новостями в Венеции как раз и стоил одну «гадзетту». Отсюда и пошло название этого вида периодического издания — «газета» — во многих языках мира.
Революционная эпоха принесла с собой новые символы, отход от многих христианских ценностей — а отсюда и исчезновение христианской символики с монет, денег вообще. Революции XX века, появление советской системы, советского восточного блока наложили запрет на христианскую символику. Ей было даже запрещено интересоваться. Однако развал советской системы привел к возрождению официально разрешенного интереса к религии, к изображениям Христа, христианских святых, в том числе и на монетах. Правда, сейчас такие монеты чеканятся в основном для коллекционеров-нумизматов, из благородных металлов и ограниченным тиражом. В частности, на Украине отчеканили золотые и серебряные монеты по тем же византийским образцам, где на аверсе — равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, на реверсе — Иисус Христос, благословляющий правой рукой и держащий Евангелие в левой.
Недавно в России в Сберегательном банке для продажи коллекционерам появилось семь либерийских монет (одна из них — в Нижнем Новгороде) достоинством в 100 либерийских долларов, диаметр монеты — 12 см, толщина — 9 мм, вес — 1 кг. На реверсе внутреннего диска — золоченое изображение Христа на фоне четырех сегментов. Внутри сегментов изображены: глаз, заключенный в треугольнике, — древний символ Бога, сюжеты Рождества (домашние животные, стоящие около яслей с Младенцем, и Вифлеемская звезда), Распятия (кресты с распятыми Иисусом Христом и двумя разбойниками, над Иисусом — парящий голубь) и Тайной вечери (сидящий за столом Иисус с учениками). На реверсе каждого элемента расположено изображение одного из двенадцати апостолов с надписью, соответствующей его имени: Simon (Симон Зилот), Bartholomeus (Варфоломей), Iacobus Zebedaei (Иаков Зеведеев), Philippus (Филипп), Matthaeus (Матфей), Petrus (Петр), Ioannes (Иоанн Богослов), Iacobus Alphaei (Иаков Алфеев), Thaddaeus (Фаддей), Andreas (Андрей), Thomas (Фома) и Iudas Iscariotes (Иуда Искариот).
Конкурс, посвященный современным семи чудесам света, дал нам монету монгольского банка с изображением статуи Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро. Монета выпущена в 2008 году тиражом в 5000 штук.
Интерес к монете, древней и современной, расширился. Сейчас уже изображение Иисуса, христианских святых на монетах, банкнотах воспринимается скорее не как икона, святой образ, а как произведение искусства. Круг монет все расширяется — ведь не все монеты прошлого дошли до нас, известны историкам и нумизматам, искусствоведам; но и археология не стоит на месте. Кто знает, возможно, скоро будет найден какой-нибудь клад, где окажутся новые монеты с изображением Христа, или при раскопках в каком-нибудь провинциальном местечке обнаружится неизвестная до ныне науке монета.