Отрывки из книги священника Олега Махнева «Духовность как путь исцеления».
В монастыре Хиландар находится величайшая и очень почитаемая святыня, икона Божией Матери «Троеручица», по-гречески «Трихерусса», молясь которой получил исцеление святой Иоанн Дамаскин. «Эту чудотворную икону сами монахи называют «Хиландарская игуменья», и она, по особому откровению, помещена в храме на игуменское место. В тех случаях, когда полагается испросить благословение игумена, насельники подходят к этой иконе Божией Матери.
Вот что нам сохранила история об исцелении преподобного: «В IX веке иконоборствующий император Лев III решил извести своего врага Иоанна самым подлым и коварным способом — представить его перед халифом предателем. Он сообщил халифу о том, что Иоанн якобы склоняет его, Льва Исаврянина, затеять войну с сарацинами и захватить Дамаск. Подлость была подкреплена подложным письмом, которое искусные писцы подделали так, что почерк Иоанна не вызвал сомнения у халифа. И тогда за такую «измену» халиф приказал немедленно отсечь Иоанну правую руку. Приговор был исполнен, и кисть руки преподобного провисела целый день на рынке.
Одно просил Иоанн — отдать ему отсеченную руку. Халиф внял просьбе. Тогда святой затворился у себя, соединил расчлененные места руки и ушел в глубокую молитву Богородице. Он словно видел перед собой Владычицу, говорил с Нею, просил вернуть руку, чтобы он мог этой рукой вершить праведные дела. После такой глубокой молитвы он уснул. Во сне и явилась к нему Богородица со словами: «Ты исцелен. Трудись же прилежно твоею рукою».
Иоанн, проснувшись, увидел свою правую руку вполне здоровой. Весть о чудесном исцелении быстро разнеслась по Дамаску. Халиф осознал свою вину и попросил святого взять на себя дела государственные. Но Иоанн от почетной службы отказался, удалился в монастырь и принял иночество».
В этой трогательной истории, наполненной ненавистью и несправедливостью по отношению к Иоанну как стойкому борцу за веру, противостоящему иконоборцам и даже самому императору, мы видим, что он не сломался, не дошел до отчаяния, а противопоставил злобе смирение и твердую веру. Эта вера его и спасла, дав пример и укрепив многих верующих не только Дамаска, Сирии и христианского света того времени, но и всех нас, верующих.
Этот пример твердой и непоколебимой веры дает каждому силы не отчаиваться и не впадать в уныние, а с покорностью и надеждой на Матерь Божию просить. И истинно, по вере нашей — получим свое.
История этой славной иконы была такая: «Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала «Троеручицу» в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому (+1237; память 12 января). Во время нашествия турок на Сербию, христиане, желая сохранить святыню, поручили ее попечению Самой Матери Божией. На Афоне они возложили икону на осла, который без погонщика прошел и остановился перед Хиландарским монастырем. С тех пор «Троеручица» находится здесь и утешает сердца приходящим с благоговением приложиться к ней».
Богослужение в Хиландаре совершается на славянском языке, правда, поют на греческий манер.
Из Хиландара я минут за сорок дошел до монастыря Эфсигмен, здесь мне удалось познакомиться с иеромонахом Ануфрием и монахом Серафимом из России. В лечении они больше уповают на волю Божию и только в крайнем случае соглашаются ехать в Салоники к врачу. В этом не приходится сомневаться, так как в этом монастыре особо твердый устав и точное соблюдение канонических правил. Как узнали, что я иподиакон, то сразу строго напомнили, что я должен ходить в подряснике.
Во всем монастыре я увидел только одну электрическую лампу, и то в трапезной, а спят монахи без простыней, на голых досках. Здесь всего только два душа, предназначенные для больных, которые моются перед поездкой к врачу в Салоники. Такие случаи крайне редки, но даже если едут к стоматологу, то все равно вымоются и оденут чистую рясу. Кстати, в трапезной могут совместно принимать пищу только православные христиане, иноверцы и отступники едят на улице под навесом.
Девятого сентября часов пять я шел по лесной тропинке к Святой Ватопедской обители с надеждой остаться здесь на великий праздник — Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (по-гречески — Панагия Агиа Зонди), проходящий ежегодно 13 сентября.
Совершенно невероятно, но на эти пять дней меня благословили остаться, за что я благодарил Господа и игуменью Горы Афонской. В течение этого времени я помогал в архондарике, мыл пол и заправлял постели, переводил простые фразы для русских паломников. Гостей монастыря было, наверное, человек четыреста, как монахов из соседних монастырей, так и мирян из России, Кипра, Румынии и всей Греции.
Состав самих монахов монастыря, можно сказать, международный: преимущественно греки, 14 румын, несколько сербов, киприотов, грузин, болгар и два россиянина, это отец Серафим из Москвы и отец Козьма из Липецка. Всего в обители около 60-ти монахов. Праздничные богослужения проходили почти 14 часов, шли они непрерывно с вечера 12 сентября, только ночью состоялась небольшая трапеза для подкрепления сил. Богослужения отличались поистине праздничной пышностью и великолепием.
Пути Господни неисповедимы. Еще в Уранополисе и в Свято-Пантелеимоновской обители я встречал архимандрита Илью из Троице-Сергиевой Лавры, которому я несколько раз исповедовался в России, и он сразу узнал меня. Он даже удивился, когда мы встретились еще и здесь.
На мой вопрос о пастырской помощи больным, он ответил коротко и точно: «Надо очень любить людей, и тогда сердце подскажет, какое средство для того или иного человека избрать, Сам Господь вразумит». Поистине исчерпывающий ответ, к которому трудно еще что-то добавить.
Существует древнее предание о возникновении Ватопедской обители. Однажды сын византийского императора Феодосия Великого Аркадий упал с корабля в море и был поглощен волнами. Все присутствующие ужаснулись и думали, что он погиб. Но когда корабль пристал к Афонской горе, к тому самому месту, где сегодня находится Ватопедский монастырь, то все увидели, что Аркадий лежит на берегу под кустами и спит. Проснувшись, Аркадий рассказал, что он был избавлен от гибели чудесным заступничеством Божией Матери. В воспоминание об этом событии и было дано месту название Ватопед, то есть «Куст отрока».
В том виде, в котором сейчас перед нами предстоит эта величественная обитель, она была основана учениками Афанасия Афонского в 972—985 годах. Своего расцвета монастырь достиг в XI веке. Он был вторым в иерархии Афонских обителей после Великой Лавры Афонасия Афонского. В средние века монастырь пережил очень трудное время и не раз был разграблен и разрушен пиратами.
Самое главное, что есть в этой Святой обители — это святыни. Одна из них — часть благоухающего пояса Божией Матери, который Она сплела собственными руками из некрашеной, черного цвета шерсти, и первоначально он не имел никаких украшений.
Лишь после исцеления, полученного от него греческой царицей Зоей в X веке, она сама благоговейно украсила скромный поясок Богоматери тончайшей золотой вышивкой. Паломникам открывают удлиненный, выполненный из драгоценных металлов ларец, в котором находится тридцатисантиметровый кусочек этого тонкого, шириной в два сантиметра пояска. До нашего времени сохранились еще части этой христианской святыни. Одна часть пояска хранится на Кипре в монастыре Троодитисса. Еще одна, о которой я недавно прочитал, находится в Сирии, к северу от Дамаска, в одном из храмов в городе Хомс. В 1953 году ее чудесным образом нашли после расшифровки старых записей одной из древних рукописей.
Согласно преданию, отраженному в Менологии Василия II, Пояс и Риза Божией Матери, незадолго до ее успения, были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. Хотя существует еще одно предание, согласно которому эти святыни были переданы Богородицей апостолу Фоме, а уже от него передавались дальше, верным и боголюбивым христианам того времени.
Мне удалось сфотографироваться рядом с этой святыней, оставленной для нас, верующих, Самой Царицей Небесной. Происходило это в праздничный день, когда открытый ларец находится в центральной части храма.
Другое, не меньшее потрясение и трепет испытывает едва ли не каждый, кто видит главу Великого Учителя Православной Церкви Иоанна Златоуста, которая хранится в драгоценном серебреном ковчеге, украшенном камнями. Через отверстие в ковчеге, специально открываемое для паломников, видно нетленное ухо Архиепископа Константинопольского. Монах специально подсвечивает фонариком, чтобы можно было все достаточно хорошо рассмотреть.
Невозможно передать то ощущение благоговейного трепета и волны восторга, которое рождается внутри души у каждого, кто это видит. Согласно благочестивому преданию, в это ухо невидимо говорил апостол Павел во время написания Св. Иоанном толкования на его послания, благодаря чему ухо чудесным образом стало нетленным.
Вот что об этом написано в житии святителя: «Однажды его келейник Прокл увидел в кабинете Патриарха через дверную щель неизвестного благообразного старца, который, стоя за спиной Златоуста, что-то говорил ему на ухо. Так повторялось несколько ночей подряд. Святитель в то время работал над толкованием посланий Апостола Павла. Однако по временам Златоуста смущала мысль: угоден ли Богу его труд? Правильно ли он понимает смысл некоторых, не вполне ясных для большинства людей, мест апостольских писаний?
Когда же Прокл уже не мог больше удерживать своего любопытства, он решил спросить Патриарха — кто же он, этот почтенный старец, непонятным образом проникающий в кабинет святителя и так же таинственно исчезающий? Златоуст с удивлением ответил, что ночами, когда он работал над рукописью, к нему никто не входил.
Присмотревшись к иконе, висевшей над столом Патриарха, Прокл отметил удивительное сходство между ликом, изображенным на иконе, и таинственным старцем. Это была икона первоверховного Апостола Павла. Иоанн Златоуст понял тогда, что явлением Апостола Господь удостоверил богоугодность этого труда». Судя по всему, именно то самое ухо, к которому в видении неоднократно наклонялся Апостол Павел, как бы подсказывая святителю, что он, Апостол, имел в виду в том или другом месте своего послания, и сохранилось нетленным на голом черепе в подтверждение действительности древнего чуда.
Здесь так же хранятся главы Григория Богослова, Андрея Критского, Модеста Иерусалимского, Евдокима Ватопедского, рука целителя Пантелеимона и другие ценности: детские игрушки царицы Феодоры, супруги Феофила; чаша «Яспис» — дар Мануила Комнина Палеолога. Среди драгоценностей выделяется серебряное лимонное дерево с золотыми лимонами, — русское подношение Ватопеду.
Среди чудотворных икон наиболее известны следующие: «Ктиторская» икона Богородицы, подарок императора Феодосия, ктитора монастыря, в благодарность за спасение сына; икона «Отрада», или «Утешение» («Парамифия»), спасшая в 1807 году обитель от шайки разбойников, ждавших открытия ворот, чтобы ограбить монастырь; «Закланная», из которой пролилась кровь, когда ее ударил ножом разозленный монах, впоследствии всю жизнь каявшийся об этом; икона «Живоприятная», связанная с историей о том, как в 1382 году дочь императора Феодосия Великого решила ступить на Афон, но была остановлена таинственным голосом, после чего святогорские отцы постановили закон не допускать женщин на Святую Гору. Всех святынь и чудотворных икон этого знаменитого монастыря и не перечислить.