История

Церковь святителя Николая в Праге, 3/2008

Чтобы объяснить, почему церковь святителя Николая находится в подвальном помещении бывшего Профессорского дома, нужно вернуться к возрождению православия в Чехии в 1870-е годы, а также учесть обстановку, в которой оказались проживавшие здесь русские с приходом советской армии, вернее, следовавших за ней политических агентов.

В середине XIX века отец Михаил Раевский, протоиерей православной посольской церкви в Вене, много и плодотворно потрудился для создания православной церкви в Праге. Его стараниями в 1870 году был подписан договор об аренде пустовавшего католического костела святого Николая (Микулаша) на Староместской площади. С российской стороны договор подписал представитель Московского славянского благотворительного комитета П. А. Голенищев-Кутузов. В 1874 году стоялось торжественное освящение храма. К этому времени было завершено и его внутреннее убранство, из которого наибольшую ценность представляет сохранившаяся до нашего времени большая хрустальная люстра — царский подарок. Первым священником в Праге был отец протоиерей Александр Лебедев, с 1882 года настоятелем храма был отец Николай Апраксин. В летний сезон русские священники совершали богослужения и в Карловых Варах.

После перевода отца Николая Апраксина в Женеву, его место занял отец Николай Рыжков. С 1901 по 1914 год он проводил широкую просветительскую работу среди чешских верующих, издав на чешском языке текст литургии, церковные календари. Отец Николай перевел в Православие многих старокатоликов. Шестого августа 1914 года за молитву о даровании победы Православному Христолюбивому воинству отец Николай Рыжков был арестован и приговорен к смертной казни. Освобожден он был в обмен на униатского митрополита Андрея Шептицкого. В июле 1917 года отец Николай прибыл в Петроград, где и скончался 6 февраля 1920 года.

Между тем в чешском обществе появилось новое религиозное течение. Некоторые представители католической церкви, миряне и священники, пожелали переустройства церковной жизни. Однако в самом течении оказалось два направления. Под руководством священника Матея Павлика, ныне святого епископа Горазда, был обретен истинный путь соединения со Святой Соборной Апостольской Православной Церковью, с подчинением в то время Сербской Православной Церкви. Представители же радикального направления искали новые возможности, и ими была создана Чехословацкая церковь, в настоящее время — Чехословацкая церковь гуситская. Эта церковь и получила в свое распоряжение храм святого Николая. Поэтому при Владыке Сергии (Королеве), бывшем епископе Бельском, высланном из Польши и местом прибытия избравшем Прагу, Православные богослужения могли совершаться в этом храме лишь с согласия представителей Чехословацкой церкви. На время православных богослужения ставился переносной иконостас, который нашел свое место в нынешней Никольской церкви, где при южной стене храма стоят и первоначальные массивные царские врата как ценный исторический памятник и воспоминание о прошлом.

Согласно взаимной договоренности, православные богослужения в воскресные дни совершались первыми, а поэтому должны были начинаться рано. Совершал их обычно Владыка Сергий, а служение в Успенской церкви предоставлял отцу Исаакию, которого Владыка Сергий избрал заранее. Встретившись как-то с молодым офицером Иваном Виноградовым, Владыка благословил его после окончания Православного Богословского Института в Париже вернуться в Прагу. Исполнив это послушание, иеромонах Исаакий, с 1933 года игумен, с 1936 года архимандрит, стал ближайшим помощником Владыки Сергия. В 1932 году Владыка Сергий рукоположил Михаила Викторовича Васнецова во диакона. В 1933 году отец Михаил был рукоположен во священника Митрополитом Евлогием. Отец Михаил после 1945 года и остался в Праге единственный из трех упомянутых духовных лиц. Отец Исаакий был похищен в мае 1945 года, а Владыка Сергий был Патриаршим указом перемещен в 1946 году в Вену, затем в 1948 году в Берлин и, наконец, в 1950 году в Казань, где и скончался 1952 году.

Притеснения эмигрантов после 1945 года уже не являются тайной. Пришлось русским покинуть и храм святого Николая на Староместкой площади, нуждающийся в ремонте, с тем чтобы туда больше не возвращаться. Место для церковной святыни было найдено в общей комнате профессорского дома, где раньше совершались различные собрания, а также читались лекции известнейших ученых. Проводилось там и обучение молодежи и детей, начиная с самого младшего возраста. Закон Божий преподавал отец архимандрит Исаакий, русский язык — Александра Александровна Камнева, директором был Сергей Германович Пушкарев. В церкви стали совершаться регулярные богослужения, первые годы часто собором священнослужителей. В совершении богослужений в Успенском и Никольском храмах вначале чередовались отец архимандрит Иннокентий (Григорьев) и отец протоиерей Михаил Васнецов. В 60-е годы отец Михаил стал уже служить преимущественно в Никольской церкви, а в последние годы его жизни ему помогали многие пражские священнослужители, они же продолжали служить после его кончины в 1972 году, когда настоятелем обоих храмов, Успенского и Никольского, был отец Гавриил Путраш.

В настоящее время настоятелем храма святого Николая, зарегистрированного как четвертый Православный приход в Праге, является отец Павел Целич. Иногда в храм приходит также прежний настоятель, отец протоиерей Зденек Коудела, по состоянию здоровья вынужденный пребывать на покое. Прихожане Никольской церкви с благодарность и любовью вспоминают постоянно служившего в ней Блаженнейшего Митрополита Дорофея. Владыка Дорофей очень часто один, без сослужителей, совершал Божественную Литургию по средам и Всенощную по субботам и многим праздникам, по воскресеньям же посещал остальные приходы в Праге и других городах. Блаженнейший Митрополит Христофор также включает в свою программу совершение богослужений в Никольском храме.

В последние годы посещаемость церкви значительно увеличилась. Особенно много причастников бывает в воскресные дни и по большим праздникам.

Хотя в настоящее время у церкви существуют некоторые недоразумения с представителями владельцев дома, мы верим, что с Божией помощью регулярные богослужения будут совершаться по-прежнему, так как духовно мы являемся потомками православных, построивших дом и основавших в нем храм.

Елена Ивановна Мусатова