История

Храм Успения Пресвятой Богородицы, 4/2008

Храмовый праздник отмечается 15 (28) августа

Отрывок из книги Блаженейшего Христофора, Митрополита Чешских земель и Словакии, «Прага Православная». 

Название кладбища напоминает нам о тех далеких временах, когда на востоке от Праги лежало небольшое поселение Ольшаны, известное с XIV века. Когда в 1787 году император Иосиф II запретил совершать погребения возле городских храмов, место захоронения на Ольшанах стало центральным кладбищем для жителей Праги.

В 1905 году часть кладбища была отведена для захоронения православных пражан. На Ольшаны были перенесены останки 45 русских офицеров, героических участников наполеоновских войн, скончавшихся от ранений в 1813 году в Праге. Туда же был перенесен и впоследствии обновлен посвященный им памятник. В то время паству духовно окормлял протоиерей Николай Рыжков, служивший при храме святого Николая на Староместской площади. Православные пражане начали собирать денежные средства на постройку кладбищенской часовни, причем муниципалитет бесплатно предоставил услуги проектного бюро.

Первая мировая война прервала осуществление этого проекта. После возникновения Чехословацкой республики, в Праге нашли убежище тысячи эмигрантов из России, охваченной гражданской войной. Небольшой приход чешских православных христиан небывало разросся. В 1923 и 1927 годах появилась необходимость расширить православную часть Ольшанского кладбища. Так возникло «Братство православных русских граждан по уходу и содержанию в порядке могил в Чехословакии» (сокращенно «Успенское братство»). Для совершения православного погребения, отпевания и панихид было совершенно необходимо осуществить ранее начатый проект постройки православной кладбищенской часовни. «Успенское братство» стало его новым вдохновителем. Большую помощь — духовную и финансовую — оказал православный чех Карел Крамарж, первый премьер-министр Чехословацкой республики, который вместо скромной кладбищенской часовни помог воздвигнуть великолепный храм в византийском стиле, построенный в согласии с новгородско-псковской архитектурной традицией. Храм с просторной криптой вмещает сто и более верующих.

Значительные денежные средства на постройку храма также были переданы от сербского народа королевскому инспектору по уходу за военными могилами в Чехословакии протоиерею Миливою Цврчанину. Ольшанский православный храм и по сей день является зримым свидетельством братства православных чехов, русских и сербов. В то же время он представляет собой достойный мемориал русским людям, вынужденным оставить родину и жить на чужбине. Главным архитектором храма был профессор Киевского университета Владимир А. Брандт (замученный гестапо в Праге во время Второй мировой войны); его ближайшими помощниками стали его студенты Н. П. Пашковский и барон С. Г. Клодт. Храм, имеющий круговую апсиду, занимает квадратную площадь 8,2 х 8,2 метра, и его высота достигает 22-х метров.

Первый камень, положенный в основание храма 11 сентября 1924 года, освятил пражский епископ Сергий (Королев). Строительством руководила чешская фирма архитектора Й. Воднярука, причем все добровольно работали без гонорара, возмещены были только расходы. Надзор осуществляли инженеры А. М. Миркович, С. А. Величин и П. П. Находкин. Неквалифицированные работы проводили добровольцы из рядов эмигрантов и студентов. Так, например, в работах принимали участие и Александр I (Карагеоргиевич) — король сербов, хорватов и словенцев, и К. Крамарж, и митрополит русской эмиграции Евлогий из Парижа, и епископ Сергий. Храм был освящен в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы 22 ноября 1925 года митрополитом Евлогием, владыкой Михаэлем, епископом Шабацким из Сербии, досточтимым епископом Алексием (Кабалюком) Карпаторусским и епископом Сергием.

Внешнее и внутреннее убранство храма является произведением русских художников, подвизавшихся в Праге и в Западной Европе. Прежде всего — русского художника и графика Ивана Яковлевича Билибина, жившего в Париже, и его сына художника Александра Ивановича Билибина, проживавшего в Лондоне. Работу в основном финансировал американский меценат Чарльз Крэйн. Мозаиками украсила храм чешская фирма художественной отделки М. В. Фоерстеровой.

После того, как удалось сосредоточить определенные финансовые средства, 11 августа 1940 года приступили к иконописным росписям внутренних стен храма, которые до того времени оставались лишь побеленными. Расписывали храм по эскизам Билибина. За проведение работ отвечали архитекторы Е. М. Водскобойников и А. И. Левицкий; художником-консультантом была монахиня Серафима (Т. В. Косинская), под руководством которой работали художники Константин Пясковский, Андрей Рязанов, Михаил Ромберг, Ростислав Корякин, многолетний регент хора при храме святых Петра и Павла в Карловых Варах Илья Шапов и Вячеслав Гартман.

В конце 1920-х годов в Успенском храме был установлен новый иконостас, изготовленный по эскизам профессора Владимира Брандта. Иконы для него написал иконописец К. М. Катков в сотрудничестве с художницей Н. Г. Яшвиловой. Все иконы были написаны в соответствии с канонами русской классической живописи XIV, XV и начала XVI столетия.

В крипте, посвященной святой Софии, были похоронены строители храма и другие выдающиеся деятели, прежде всего, Карел Крамарж с супругой Надеждой Николаевной (урожденной княгиней Хлудовой); знаток византийского и древнерусского искусства Н. П. Кондаков, генерал Т. А. Семернинов, профессоры С. С. Груздев, Ф. А. Щербин и другие. Здесь также покоится Н. Н. Ипатьев, чей дом в Екатеринбурге был превращен в место казни последнего русского царя Николая II и его семьи. В крипту были перенесены останки сербских воинов, павших во время Первой мировой войны. В 1935 году здесь была открыта мемориальная доска югославскому королю Александру I, убитому в 1933 году. Белый крест, изваянный на этой доске, скрывает несколько капель крови этого мученика.

Главной задачей «Успенского братства» было создание и объединение вокруг нового храма православного кладбища традиционного устроения. Проект создал профессор К. Машек. Деревья начали высаживать 21 ноября 1926 года.

Деятельность «Успенского братства» успешно развивалась до начала Второй мировой войны. Последним секретарем был протоиерей Михаил Васнецов; в 1951 году госбезопасность окончательно упразднила Братство. В 1989 году задачи «Успенского братства» стали снова решаться настоятелями Ольшанского храма.

Место последнего упокоения нашли на Ольшанском кладбище рядом с чешскими православными верующими и сотни русских беженцев, среди которых были многие выдающиеся представители русской науки, искусства и общественные деятели. Например, университетский профессор П. И. Новгородцев, специалист по вопросам государственного права, биолог В. С. Ильин, философы И. И. Лапшин, Н. И. Гадовский, П. Н. Савицкий; писатели Е. Н. Чириков, А. Т. Аверченко; певец Б. Левицкий, композитор С. А  Траилин, генерал Н. Б. Львов, адмирал Г. Палчиков, донской атаман В. Налетов, мать и сестра писателя В. В. Набокова, графини С. Н. Толстая и Т. Н. Родзянко (урожденная Яшвиль) и много других. Рядом с храмом, по правую сторону, похоронен выдающийся православный иерарх ХХ столетия Владыка Дорофей (1913-1999). Владыка Дорофей был наивысшим представителем автокефальной Православной Церкви в 1964—1999 годах и часто совершал богослужения именно в Ольшанском храме. Возле храма находятся могилы и других выдающихся православных священников: И. Новака, Б. Алше, М. Васнецова, Г. Путраша, Ш. Зубанича, А. Романецкого и усопшего в Праге берлинского владыки Владимира (Витвицкого). По левую сторону от храма покоится первый чешский духовный настоятель храма святого Николая на Староместской площади владыка Савватий (позже архиепископ Пражский константинопольской юрисдикции).

Напротив входа в храмовую крипту захоронены останки 187 воинов и офицеров Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова, павших при освобождении Праги в мае 1945 года. На их братской могиле в 1990 году был поставлен памятник и воздвигнут крест с надписью: «Мы пали за нашу и вашу свободу». Ольшанский храм был капитально отремонтирован в 1973-1974 годах художественной фирмой «Штуко» при поддержке митрополита Дорофея, а с 2002 годах его дело продолжил архимандрит Сильвестр при большой материальной поддержке верующих. Отец Сильвестр украсил храм резным святым престолом и богато отделанным ковчегом с мощами.