Православное чтение

Вера — лучший целитель, 2/2008

Отрывки из книги священника Олега Махнева «Духовность как путь исцеления», в которой рассказывается о его паломничестве по монастырям Греции, совершенном по благословению Блаженнейшего Христофора, митрополита Чешских земель и Словакии.

Следующим на моем пути был болгарский монастырь Зограф или, как любя о нем говорят сами монахи, — Обитель Святого Георгия. Здесь греческий язык почти никто не знает, так же как в сербском монастыре Хиландар или в русском святого Пантелеимона. Но мне удалось познакомиться здесь с русским монахом из Москвы, Георгием, который мне рассказал историю из своей жизни.

Однажды, в преддверии какого-то праздника, он решил сделать приятное своим московским родственникам и, после благословения старца, пошел к монастырю святого Пантелеимона собирать лимоны как лекарственное и духовно укрепляющее средство. Затем он поехал в Салоники, чтобы отправить на самолете посылку с этими лимонами.

Так как его родные — глубоко верующие люди, то им было приятно получить такой подарок со Святой Горы. Еще по дороге он почувствовал сильное недомогание, насморк и кашель. Все аптеки были закрыты, да и денег у него не было. Он начал лечиться тем, что есть. Вскрыл посылку, нарезал один из лимонов, посыпал сахаром и съел его. Усердно помолясь, Георгий лег спать. Утром он проснулся абсолютно здоровым человеком.

В этом монастыре я познакомился с иеродиаконом Сергием, болгарином, отлично говорящим по-русски, который очень внимателен ко всем паломникам. Отец иеродиакон с охотой уделяет свое личное время на духовные беседы, разъяснения. Он стал для меня просто родным.

И вот на моем пути был уже сербский монастырь Хиландар. Благодаря своей целительной лозе, он представлял для меня огромный интерес.

У стены на южной стороне соборной Хиландарской церкви каждому паломнику бросается в глаза сильно разросшаяся виноградная лоза, вьющаяся по реечным перегородкам, образуя шатер из листьев. Ее корни выходит из гроба святого Симеона (Стефана Немани).

Хиландарское предание рассказывает об этой лозе следующее. Когда святой Савва пришел из Карейской кельи в монастырь через семь лет после смерти святого Симеона (13 февраля 1200 года), чтобы подготовить перенесение мощей в Сербию для примирения его поссорившихся братьев, хиландарские монахи безутешно плакали.

Тогда святой Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что необходимо перенести на родину его мощи. Но для утешения хиландарской братии из его пустого гроба произрастет лоза, и до тех пор, пока она будет плодоносить, его благословение будет почивать на Хиландаре. То, что эта лоза сохранилась до наших дней и все так же каждый год, без исключения, щедро плодоносит, представляет собой великое чудо Божие. Хотя, кроме обрезки, никакого другого ухода за ней не осуществляется, и никаких мер против вредителей и болезней не принимается.

Однако, лоза замечательна не только этим, она имеет и другое свойство: от ее плода разрешается бесплодие супругов, которые с верой и молитвой принимают это чудотворное средство.

Самое древнее сохранившееся предание об этом дошло до нас с 1585 года, когда один турок привел своего сына-первенца, чтобы оставить его в Хиландаре на службу Богу, так как получил его, как и другого своего ребенка, после употребления винограда святого Симеона.

С тех пор до сегодняшнего дня братия монастыря постоянно раздает паломникам или посылает почтой тем, кто к ним письменно обращается, этот целительный виноград.

В «Ознакомительном листе», который можно с благословения получить у монаха в архондарике (помещение для приема паломников), написано: «В последнее время результаты его употребления поистине удивительны. Здесь полезно привести один случай, поучительный для тех, которые хотели бы когда-нибудь воспользоваться этим благодатным средством.

Речь идет о госпоже Катарине Р. из города Салоники, которая предложила своему мужу попросить в Хиландаре виноград святого Симеона. Но он не согласился, так как ему недоставало веры. Тем временем его супруга постаралась сама раздобыть этот виноград, и начала поступать по наставлению о его употреблении, выполняя и часть обязанностей, которые в этом наставлении должен был выполнять ее супруг.

Когда Господь благословил их первым зачатием, эта женщина открыла мужу свой поступок, и потом эта семья в знак благодарности поддерживала постоянную связь с монастырем Хиландар».

Люди в наше время оскудели верой, а всякое чудо требует сильной веры, и перед употреблением этого чудотворного винограда необходимо в этом смысле подготовить себя. Приводится такой пример: «Недавно в городе Салоники произошел такой случай. Один священник, у которого не было детей, проезжая через наш Хиландар, взял виноград святого Симеона, но все медлил с его употреблением. Однажды одна прихожанка попросила его достать для нее такого винограда, и он с радостью уступил ей свой собственный. Через некоторое время, в воскресение после Литургии, эта женщина, вся озаренная радостью, вновь благодарила священника за этот дар. «Если бы я сам имел ее веру, и у меня сейчас бы были дети», — сказал нам совсем недавно этот священник, когда опять проезжал через наш монастырь.

Нет лучшего учебника для изучения веры, чем Священное Писание, так же, как нет лучшей области для ее применения, чем каждодневная жизнь. Господь наш Иисус Христос во время своего пребывания на земле всегда спрашивал того, над кем совершал чудо исцеления — веруешь ли? Или после исцеления говорил ему: «Вера твоя спасла тебя!» Итак, наша вера — всегда необходимое условие для того, чтобы Господь помог нам в наших нуждах.

Поэтому мы советуем читать 11-ю главу Послания к Евреям, где особо говорится о вере, ее силе и ее значении в нашей жизни».

Читая эти строки из монастырского послания ко всем нам, ко всем верующим, еще раз убеждаешься, что хотя и случаи исцеления многочисленны, но основная сила, благодатная сила, должна находиться в нас. Эта сила — вера!

Далее в «Ознакомительном листе» мы читаем братские наставления по укреплению веры: «Поскольку нашу веру поддерживает и умножает усердная молитва, то именно ей необходимо посвятить особое внимание. Тот, кто живет в молитвенном единении с Господом, принимает его обещания из Священного Писания, как например: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам»./Матф.7, 7/; или «…все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам». /Марк. 11, 24/, то непременно получит. Подтверждается это Евангелистом Матфеем: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, то тем более Отец ваш небесный даст блага просящим у него»./Матф.7, 11/».

В этой Святой обители находится величайшая и очень почитаемая святыня, икона Божией Матери «Троеручица», по-гречески «Трихерусса», молясь которой получил исцеление святой Иоанн Дамаскин. «Эту чудотворную икону сами монахи называют «Хиландарская игуменья», и она, по особому откровению, помещена в храме на игуменское место. В тех случаях, когда полагается испросить благословение игумена, насельники подходят к этой иконе Божией Матери.

Вот что нам сохранила история об исцелении преподобного: «В IX веке иконоборствующий император Лев III решил извести своего врага Иоанна самым подлым и коварным способом — представить его перед халифом предателем. Он сообщил халифу о том, что Иоанн якобы склоняет его, Льва Исаврянина, затеять войну с сарацинами и захватить Дамаск. Подлость была подкреплена подложным письмом, которое искусные писцы подделали так, что почерк Иоанна не вызвал сомнения у халифа. И тогда за такую «измену» халиф приказал немедленно отсечь Иоанну правую руку. Приговор был исполнен, и кисть руки преподобного провисела целый день на рынке.

Одно просил Иоанн — отдать ему отсеченную руку. Халиф внял просьбе. Тогда святой затворился у себя, соединил расчлененные места руки и ушел в глубокую молитву Богородице. Он словно видел перед собой Владычицу, говорил с Нею, просил вернуть руку, чтобы он мог этой рукой вершить праведные дела. После такой глубокой молитвы он уснул. Во сне и явилась к нему Богородица со словами: «Ты исцелен. Трудись же прилежно твоею рукою».

Иоанн, проснувшись, увидел свою правую руку вполне здоровой. Весть о чудесном исцелении быстро разнеслась по Дамаску. Халиф осознал свою вину и попросил святого взять на себя дела государственные. Но Иоанн от почетной службы отказался, удалился в монастырь и принял иночество».

В этой трогательной истории, наполненной ненавистью и несправедливостью по отношению к Иоанну как стойкому борцу за веру, противостоящему иконоборцам и даже самому императору, мы видим, что он не сломался, не дошел до отчаяния, а противопоставил злобе смирение и твердую веру. Эта вера его и спасла, дав пример и укрепив многих верующих не только Дамаска, Сирии и христианского света того времени, но и всех нас, верующих.

Этот пример твердой и непоколебимой веры дает каждому силы не отчаиваться и не впадать в уныние, а с покорностью и надеждой на Матерь Божию просить. И истинно, по вере нашей — получим свое.

История этой славной иконы была такая: «Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала «Троеручицу» в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому (+1237; память 12 января). Во время нашествия турок на Сербию, христиане, желая сохранить святыню, поручили ее попечению Самой Матери Божией. На Афоне они возложили икону на осла, который без погонщика прошел и остановился перед Хиландарским монастырем. С тех пор «Троеручица» находится здесь и утешает сердца приходящим с благоговением приложиться к ней».

Богослужение в Хиландаре совершается на славянском языке, правда, поют на греческий манер.

Из Хиландара я минут за сорок дошел до монастыря Эфсигмен, здесь мне удалось познакомиться с иеромонахом Ануфрием и монахом Серафимом из России. В лечении они больше уповают на волю Божию и только в крайнем случае соглашаются ехать в Салоники к врачу. В этом не приходится сомневаться, так как в этом монастыре особо твердый устав и точное соблюдение канонических правил. Как узнали, что я иподиакон, то сразу строго напомнили, что я должен ходить в подряснике.

Во всем монастыре я увидел только одну электрическую лампу, и то в трапезной, а спят монахи без простыней, на голых досках. Здесь всего только два душа, предназначенные для больных, которые моются перед поездкой к врачу в Салоники. Такие случаи крайне редки, но даже если едут к стоматологу, то все равно вымоются и оденут чистую рясу.