Возлюбленные отцы пресвитеры, Христовы диаконы, клирики, монахи и монахини, дорогие братья и сестры, верные дети Святой Православной Церкви!
«Ныне вся исполнишься света ибо же и земля и преисподняя!» — поем мы сегодня в третьей песне Пасхального канона. «Что так освятило всю землю? В чем причина столь великой радости и света?» — спрашивает достойный Феодор Студит в своем «Поучительном Слове на Великое Пасхальное воскресение» и сам же и отвечает: «Христос восстал из мертвых, и потому весь мир радуется».
Сегодня и правда, дорогие отцы, возлюбленные братья и сестры во Христе, есть причина для великой радости, потому что пустой гроб Спасителя есть Божий ответ на самое большое поражение человеческого существования, с которым каждый из нас лучше или хуже примиряется всю свою жизнь: огромный страх смерти и последующего распада.
Бог, единственный истинный источник бытия, вложил человеку в сердце желание жизни. В результате падения наших прародителей, которые решили искать смысл своего существования вне своего Творца, врожденное и благословенное желание это превратилось в эгоистичный звериный инстинкт. Жизнь, которая по замыслу Божиему должна была быть даром свободной общности любви к Творцу и другим людям, превращается в убогое существование, а человек, созданный по образу Божиему свободным существом, становится агрессивным рабом обстоятельств, которые он не в силах изменить и которые в результате приводят к смерти, то есть к ограничению жизни временем и пространством. Этот слепой инстинкт, подгоняемый страхом смерти, нередко способен без малейших угрызений совести принести в жертву других ради собственного выживания. Но, несмотря на все свои усилия, человек, в конце концов умирает, поскольку тем, что он отвернулся от общности с Богом, он лишил себя источника жизни, и тем самым осудил себя на смерть.
Сегодня, празднуя Воскресение Христово, мы опять можем духовно прожить невероятный парадокс безграничной Божией любви к человеку: гроб становится вратами, ведущими в жизнь. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн 3, 16). В Иисусе Христе Бог сам добровольно принимает и лично переживает всю трагедию нашего бытия, в том числе и смерти, чтобы в Своем воскресении победить ее и лишить ужасной силы. Восстание из мертвых Спасителя является триумфом бесконечной свободы Божьего и человеческого Сына Иисуса Христа над ужасным одиночеством человека без Бога, человека, который отказался от дара свободы, человека, ввергнутого в рабство злым силам и зависящего от собственной пустоты, которая в результате приносит ему погибель. Таким образом, восстание из мертвых Божьего Сына и нашего брата является новым предложением свободы всем, кто во крещении стал подобен Христу и кто является живой частью Христова воскресшего и восславленного тела — Церкви. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись», — говорит святой апостол Павел в Послании к Галатам (Гал. 3, 27),.
Достойные отцы, дорогие братья и сестры, приступим сегодня и мы с доверием и радостью к этому пасхальному пиру новой жизни, приготовленному в святой Евхаристии, в которой Господь с нам разделяет Тело и Кровь своего Сына Иисуса Христа, победившего смерть, предлагает освобождение от власти зла и наших собственных поражений, рабства и тупика никуда не ведущих дорог, как нам прекрасно показывает икона Сошествия во ад, где Спаситель подает руку нашим прародителям и вызволяет их из плена гроба. Мы знаем, что если в Евхаристии мы воссоединяемся с Дарующим жизнь, нас уже не ждет жалкое стремление сохранить любой ценой свое телесное существование, потому что настоящая жизнь души и тела, которую предлагает нам восставший из мертвых Христос, — это общность любви и источник нашего бытия с живым Богом, которое не ограничивается ни временем, ни пространством, ни страхом, ни болезнью, ни смертью, ни распадом.
С фактом смерти мы, до второго пришествия Спасителя в наш мир, будет сталкиваться и дальше, но нам не надо ее бояться. С раннего утра этого Пасхального воскресенья она перестала быть последней и неизбежной точкой в нашей жизни, но наполняется новыми возможностями. И мы можем вместе со святым апостолом Павлом и первой христианской общиной петь победный гимн: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор.15, 55-57).
Бог, дарующий победу над смертью и любым страхом, пусть наполнит вас, ваши семьи и всю нашу церковную общину своей милостью и своим покоем! С радостью обнимаем вас и вместе мы, исполнившись надежды, взываем:
ХРИСТОС ВОССТАЛ ИЗ МЕРТВЫХ!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Христофор,
Архиепископ Пражский,
Митрополит Чешских земель и Словакии
Иоанн, Георгий, Симеон,
Архиепископ Прешовский Епископ Михаловецкий Архиепископ Оломоуцко-Брненский
и Словацкий
Тихон,
Епископ Комаренский