История

Исчезнувший храм. 5/2008

Отрывок из книги Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора«Прага Православная»

Сегодня Прагу украшают пять православных храмов, при которых действуют приходские общины. Четыре из них относятся к Пражской епархии автокефальной Православной Церкви в Чешских землях и Словакии; одна действует при посольстве Российской Федерации. Дважды в год уже традиционно проводятся также богослужения в храме святого Николая (Микулаша) на Староместской площади. Они совершаются всегда в Пасхальную ночь по юлианскому календарю и на Рождество Христово.

Наша Православная Церковь продолжает апостольское дело Кирилла и Мефодия. Первый христианский храм был поставлен князем Борживоем и его супругой святой княгиней Людмилой в восточном, православном стиле. Богослужения в нем вел славянский священник Павел Каих, рукоположенный и направленный в Прагу моравским архиепископом Мефодием, к епархии которого он относился.

По последней переписи населения в Австро-Венгерской монархии в 1910 году в чешских землях было 1063 православных верующих. Им запрещалась иметь какую бы то ни было церковную организацию. Только благодаря вмешательству из-за рубежа, в Праге удалось для проведения православных богослужений получить во временное пользование храм святого Николая (Микулаша) на Староместской площади, при котором начал служить русский священник.

После образования самостоятельной Чехословацкой Республики, преемники славянских апостолов, во главе с новомучеником Гораздом, действительным последователем святого Мефодия, продолжали их православную традицию. При переписи населения в 1930 году в чешских землях во вновь образованной церковной епархии насчитывалось уже 25 тысяч православных. В восточной части республики их число составляло 120 тысяч человек.

За активное участие в движении сопротивления в 1942 году правительством Протектората Православная Церковь была запрещена и поставлена вне закона. Святого епископа Горазда и других представителей церкви фашисты казнили, многих из духовенства и верующих отправили на принудительные работы в Германию.

В 1951 году единая Православная Церковь в Чехословакии, находившаяся под юрисдикцией и духовным окормлением мученической Русской Православной Церкви, насчитывала в четырех епархиях, возглавляемых епископами, с входящими в них 300-ми приходами, уже 400 тысяч верующих. Это позволило ей получить в конце года самостоятельность и независимость — автокефалию.

После образования самостоятельных государств — Чешской Республики и Словацкой Республики — Церковь осталась едина, объединенная православными канонами и кирилло-мефодиевским духовным заветом.

Единственным, и сегодня практически неизвестным, памятником кирилло-мефодиевских времен в Пражском Граде являются фрагменты храма Пресвятой Богородицы Девы Марии. Остатки его стен, обозначенные табличкой с описанием исчезнувшего храма, можно увидеть у прохода, ведущего со второго двора града к садам. Храм поставил в 882—884 годах князь Борживой после того, как он, вместе с супругой княгиней Людмилой принял крещение из рук святого Мефодия. Храм служил местом упокоения первых христианских князей из рода Премысловцев. По-видимому, здесь и был крещен и позднее пострижен святой князь Вячеслав, как о том свидетельствует старославянское житие в редакции Востокова: «А отрок вырос, так что стало нужно отстричь ему волосы…. А когда отпели литургию в храме Пресвятой Богородицы Девы Марии, взяв отрока, поставил его на ступень пред алтарем…»

Храм Пресвятой Богородицы Девы Марии был однонефным строением с пресбытерием размером 7,5 на шесть метров, расположенным на восточной стороне. Под полом находилась так называемая тумба (гробница) 2,5 метра в длину и 1,5 метра в ширину. Здесь, по всей видимости, нашел место последнего упокоения князь Борживой I. В 915 году здесь был погребен, в дополнительно устроенной подземной усыпальнице, князь Спитигнев, а в 918 году — его жена.

Храм сохранял свой первоначальный вид до XI века. В то время Пражский Град имел уже и другие, сохранившиеся и по сей день святыни, к которым относятся собор Святого Вита, построенный на месте первоначальной романской ротонды святого Вита, и храм святого Йиржи (Георгия). Согласно данным археологических раскопок 1950 года, первоначальный храм Пресвятой Богородицы Девы Марии был снесен, а место, на котором он стоял, сровнено. На сниженной местности был построен несколько больший костел с апсидой и входным портиком с южной стороны. Дальнейшие перестройки храма в XII и XIII веках привели к полному забвению воспоминаний о древних княжеских усыпальницах. Снос же после 1255 года и латинского костела, предположительно в связи со строительством новой крепостной стены града, завершил процесс уничтожения памяти о храме Пресвятой Богородицы Девы Марии. Управление Пражского Града совместно с канцелярией президента республики приняли решение отреставрировать, подсветить и ясно обозначить место, где стоял храм Пресвятой Богородицы Девы Марии. С середины IX века в нем звучали славянские литургии и другие богослужения восточной христианской традиции, в том виде, в каком их наши предки в Чехии, Моравии и Словакии приняли от святых Кирилла и Мефодия, уроженцев греческих Салоник. С глубокой верой и благоговением на них присутствовали князь Борживой, его супруга Людмила, внук святой Вячеслав и другие верующие. Позже, конечно, молился здесь и святой Прокоп Сазавский (+1053), в монастыре которого, у реки Сазавы, восточно-христианская традиция сохранялась дольше всего.