Православное чтение

Исцеление души и тела, 4/2008

В публикуемом отрывке из книги священника Олега Махнева «Духовность как путь исцеления» рассказывается о завершении его паломничества по святым местам Греции, совершенного по благословению Блаженнейшего Христофора, Митрополита Чешских земель и Словакии (начало — в предыдущих номерах журнала «Голос Православия»). 

В этот же день я добрался до святой обители Каракалл, небольшой по количеству насельников и по своим размерам. Ворота обители расположены у величественной башни — пирга. Каменные здания и корпуса выстроены в форме прямоугольника. Снаружи они создают вид скорее крепости, в середине которой как бы пророс сквозь серые каменные плиты красно-коричневый соборный храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Внутри уже впечатление совсем другое: со всех сторон на храм смотрят большие и маленькие окошечки, которыми усеяна вся внутренняя поверхность монастырских стен, тесно обступивших церковь. Арочные, полукруглые, квадратные и прямоугольные окна, оконца и окошки, а так же многочисленные и причудливые по форме балконы на фоне темно-бордовых стен, с переплетающимися лозами винограда сказочно радуют глаз. Территория очень чистая и ухоженная, из стены башни струится красивый фонтанчик. Здесь очень тихо — создается впечатление спокойствия и неземного утешения.

Скажу еще о святых мощах, хранящихся в монастыре Каракалл, это часть головы святого апостола Варфоломея, две части мощей святого Иоанна Предтечи Господня, часть от ноги святого Иоанна Милостивого, голова святого великомученика Меркурия, мощи святого Харалампия, святого Ореста, святого Аверкия Иерапольского.

Радостное чувство меня влекло сюда еще и по другому поводу: здесь, отвергая сладость временную и мира красоту, монашеское житие возлюбив, подвязался служить Господу брат Иоанн, или, как по-гречески его зовут, брат Иоаникий. Из всей Чехии и Словакии это единственный монах на Святой Афонской горе. Он закончил Прешовский университет и через некоторое время поселился здесь со своим братом, который сейчас ходит в послушниках. Для меня брат Иоанн особенно близок, так как я тоже учился в Прешовском университете и живу в Чехии, так что у нас много общих тем.

Так же, как и в предыдущем году, он уделил много своего времени, вечер и полночи напролет, утоляя мое желание больше узнать о Боге, духовно окормляя и укрепляя меня, как в богословских, так и в насущных житейских вопросах.

Что касается пастырской помощи больным, его ответ сводился к тому, что все, что способен сделать каждый человек для другого, имея в себе любовь и отданность, будет полезно. И для пастыря надо помнить, что Иисус Христос пришел в мир, не чтобы ему служили, а чтобы самому послужить. Священник должен воспринимать свое служение не как работу, а как послание Божие.

Брат Иоанн говорит: «В чем проявляется наибольшее усердие священника по отношению к больному или нуждающемуся, в том благочестивом труде желательно для него и укрепляться как бы по нарастающей. Если это молитвенник, то пусть усилит свои моления; если посещает их дома и утешает, то пусть не останавливается на своем пути, а плодотворно в духовном смысле продолжает. Если оказывает какую-либо помощь, то пусть помогает. Силен авторитетом и хорош как исповедник, так пусть очищает души и сердца, а таким покаянным и Бог скорее поможет. Если имеет еще и организаторский талант, то пусть проявит эту способность на помощь нуждающимся. Если он проповедник, пусть вразумляет силой своей проповеди и так далее. То есть, как говорил святой Иоанн Златоуст, „научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову…“. Добрые действия священника будут видны и не замедлят дать богатые и добрые плоды, спасая многих».

Еще брат Иоанн говорил о том, что священниками люди не становятся сами по себе, их Господь Сам выбирает на служение, по милости Своей и за разные дарования в том или ином человеке. Как раз эти дарования и надо в себе развивать, во Славу Божию и спасительную пользу людям.

Прощание наше было очень трогательным. Заметив, что один из моих полиэтиленовых пакетов, в котором я нес книги и свернутые бумажные иконы, почти порвался, брат Иоанн дал мне большую дорожную сумку, помог собрать вещи, указал дорогу до монастыря Филофей и немного проводил. Когда путешествуешь один, то любое внимание к тебе особо дорого, чувствуешь близость переживающего за тебя человека.

До монастыря Филофей чуть меньше часа ходьбы. Как и все монастыри Святой Афонской горы, он имеет свою красивую историю и традиции. Святая обитель была основана преподобным Филофеем, современником святого Афанасия Афонского, в конце Х века около развалин древнего храма Асклипия. На территории обители поражает своим великолепием огромная водосвятная чаша из прекрасного белого мрамора. Среди святынь, хранимых в монастыре, десница Иоанна Златоуста, частица Животворящего Креста Господня, мощи святых, облачения и священные сосуды. Здесь очень богатая библиотека, содержащая 250 рукописей, и около 2500 книг, 500 из которых на русском и румынском языках».

Правая кисть — десница святого Иоанна Златоуста хранится в алтаре, и каждый паломник может к ней приложиться. Поразительно то, что по прошествии стольких лет, десница прекрасно сгибается даже в пальцах и имеет эластичную кожу абсолютно по всей поверхности. Иеромонах, который эти святыни показывает, неплохо говорит по-русски, и как будто сам заинтересован поведать о святынях как можно больше, если его об этом спрашиваешь и интересуешься.

Отдельно я хотел бы рассказать о знаменитой чудотворной иконе — «Сладкое лобзание» (по-гречески Гликофелусса), которая стоит в левой части соборного храма обители и изображает Богоматерь, лобзающую Предвечного Младенца.

История этой иконы во многом напоминает историю «Иверской иконы Божьей Матери». Один из приближенных императора Феофила-иконоборца (829-842), Симеон, подражал своему повелителю в ненависти к иконам. Жена же его Виктория втайне чтила иконы и имела у себя во внутренних покоях икону Богоматери, которой и поклонялась. Муж с негодованием потребовал от жены икону, чтобы ее сжечь. Верующая женщина решилась расстаться с заветной святыней, но не предавать ее в руки мужа. Она пустила ее в море.

Через неизвестное число лет эта самая икона явилась на берегу моря перед Афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия приняли ее с честью и внесли в соборный храм. На месте явления иконы открылся источник, который назван Агиасмою. С тех пор и доныне каждый год в понедельник на Пасху совершается крестный ход на место явления иконы.

Нельзя не упомянуть здесь об одном назидательном случае, бывшем в 1830 году. «Один богомолец, пришедший в обитель из Андрианополя, не поверил в историю об этой иконе. А вечером этого же дня он оступился на одной из ступенек верхнего этажа и начал падать. Тут он воскликнул: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» — и спустился на землю без всякого вреда… Икона «Сладкое лобзание» прославлена и многими другими чудесами, в том числе, исцелением больных.

Почитание икон и вера нераздельны между собой, и это невольно приводит к мысли о том, что и помощь больным может придти от усердного моления и почитания икон, ибо они непосредственно обращаются к тому святому, который изображен на иконе и невидимо присутствует, слыша моления.

Вот что пишет святой Иоанн Дамаскин: «Великая крепость и Божественная сила дается тем, кто с верою и чистой совестью приступает к иконам святых!» Кроме того, из определений 7-го Вселенского Собора известно, что «чем чаще иконы делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание и почитание…», и как следствие происходит взаимная любовь от почитаемого святого, а также и помощь, и тем более больным.

Афонский патерик описывает такой случай. В годовую память Симеона Мироточивого, во время великой вечерни вошел в храм один брат из обители Дионисия на Олимпе, желая приложиться к лику святого, но, заметив, что икона слишком мала, счел ее недостойной поклонения. Когда этот инок удалился из храма и заснул в келии, он увидел, как будто открылся верх келии и страшный змий, дыша пламенем и испуская дым и смрад, разинул пасть, чтобы поглотить его. «Тебе не нравится малый образ святого — сказал змий — и ты с негодованием вышел из храма, не дожидаясь конца службы, так знай: ты мой и я поглощу тебя», — и с ужасным шумом бросился на инока. Несчастный в ужасе возопил: «Преподобный Симеоне, помоги мне!» В то же мгновение пробудившись, инок с трепетом направился в храм и, пав на колени перед образом преподобного, с любовью лобызал его. Тогда же он рассказал всем, как за свое невежество пострадал от сатаны.

Слыша это, один из старцев сказал ему: «Малый образ, брат мой, при теплоте веры и благоговении, при чистоте ума и непорочности тела, ничем не отличается от большого, потому будь внимателен, воздавай достойную честь святым и их священным ликам, малые они или большие».

Своим размышлением о почитании святых икон, я хотел бы подчеркнуть еще раз, что это напрямую ведет к нашей благоговейности, исцелению души и, как следствие, исцелению тела. Подтверждение этому я находил в беседах с афонскими монахами и старцами.

Мое путешествие по Афону уже подходило к концу. Перед отъездом, отправив в Кариесе посылки в Чехию и Россию, я посетил величественный Андреевский скит, собор которого самый большой в Греции и на Балканах, хотя монахи из монастыря святого Пантелеимона говорят, что их храм Успения Богородицы по общей площади пола, включая балконы, несколько превышает площадь пола Андреевского собора.

Купола собора видны издалека во всем Кариесе — столице Афона, а внутреннее великолепие и изящество захватывает дух. Гигантские, более чем двухметровые русские иконы, в серебряных окладах с глубоким золочением, чернением, многоцветными горячими эмалями, повсеместно украшают весь храм. Огромные бронзовые паникадила изумительной работы, витиеватые латунные подсвечники, необычные по изяществу лампы и лампады висят перед иконами. Красиво выложенный паркетный пол, орнаменты и многоярусная благочестивая роспись собора восхищают своим великолепием.

Поистине гордостью храма является голова святого апостола Андрея Первозванного, хранящаяся в серебряном с золочением ларце, украшенном эмалями и выгравированными в серебре, по бокам ларца, фрагментами из жизни и мучений святого. У святыни постоянно теплится лампадка, и в вазочке стоят свежие цветы. Из ларца видна только лобная часть святого, красноватого цвета, издающая тонкое и невыразимое благоухание.

В семидесятых годах прошлого века сюда вселились греческие насельники, но как будто русский дух тут присутствует во всем: на стенах архондарика висят старинные русские литографии, царские портреты, портреты меценатов и благодетелей монастыря, вырезки из газет XIX столетия, вставленные в рамки. Самовар и кузнецовский фарфор делают обстановку приветливой и домашней.

На территории монастыря находится отдельный корпус, в котором располагается Афониада — среднее образовательное духовное учебное заведение.

Утром, подкрепившись монастырской трапезой, я отправился в Кариес, «столицу монашеской республики», с тем, чтобы успеть на автобус до Дафни — порта, от которого отплывает паром со Святой Горы до города Уранополиса.

Коротко хотелось бы рассказать об административном устройстве Святой Горы. Афонская монашеская «республика» юридически принадлежит Вселенскому Патриархату.Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ.

Поскольку Святая Гора входит в состав Греческой Республики, то она имеет особого представителя от государства (как бы губернатора). Верховным органом самоуправления Святой Горы является Священный Кинот, состоящий из представителей всех 20-ти монастырей Афона, которые каждый год избираются своими монастырями.

Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия, состав которой меняется каждый год — первого июня. Все монастыри делятся на пять групп — в каждой группе по четыре монастыря. Каждый год одна из групп составляет Священную Эпистасию и представитель одного из монастырей этой группы является председателем Эпистасии. После прохождения таможенного контроля я благополучно отплыл на корабле «Достойно есть» со Святой Горы до порта Дафни, где уже поджидали автобусы до Салоник.

В течение этого же дня я уже был в своем монастыре святого Никодима Святогорца, в северной Греции, где меня ждали с расспросами. Что мог рассказать, я рассказывал сам, а более сложные темы нам переводил русский монах Феофилакт. Здесь меня уже поджидали два готовых стихаря с орарями, которые для меня пошили монашки из монастыря святого Георгия, по благословению старца нашего монастыря, архимандрита Хризостома. Качество работы просто великолепно, и на мне стихари сидели как раз.

Что было в моих силах относительно сбора материала «Пастырская помощь больным», я сделал и благодарю Господа, что не лишил меня возможности путешествовать и посещать чтимые православные места. Благодарю также и всех добрых людей, встречавшихся на моем пути и, по возможности, помогавшим мне, недостойному.

Вообще, хоть я и строил какие-то определенные планы по очередности посещения монастырей и времени пребывания в них, по тому, с кем лучше провести беседу и с каким старцем, в реальности же все происходит иначе. Где-то остановишься дольше положенного, а где-то получишь ценную подсказку, откуда и совсем не ждешь.

Складывается такое впечатление, что Сама Игумения Горы Афонской помогает и устраивает все, как было бы для человека лучше и полезней: где-то оставит подольше, а где-то и к нужному человеку подведет. Она здесь хозяйка, и если на Нее со смирением уповаешь и доверчиво подчиняешься изменившимся обстоятельствам, то и путь легче, и дорога короче, и в дождь не попадешь. Да и на сердце радость, что все происходит гладко настолько, что и специально так не запланируешь.

Таким образом, прошло два месяца, и я уже с нетерпением спешил в аэропорт. Монахи провожали меня на автобус до Салоников, чего только не насобирав мне в дорогу. Расставание было трогательным.