Люди

Игуменья Нектария, 4/2008

Чем больше храмов на Земле, тем лучше

Доубская гора — один из живописных лесистых холмов, окружающих Карловы Вары. На самой вершине этого холма стоит небольшая деревянная церковь — храм святого Николая. Она словно парит над землей, поднявшись почти к облакам над шумом курортного города, над мирской суетой. Сюда, в храм, приходят люди, приходят насладиться покоем и благочестием этого места и побеседовать с матушкой Нектарией. Журнал «Голос Православия» решил поближе познакомить читателей с этой удивительно обаятельной и скромной женщиной.

— Матушка игуменья, у монахинь не очень принято спрашивать об их мирской жизни, но все же расскажите, пожалуйста, о том, кем вы были до пострига?

— Родилась я в Перми, после войны мы переехали в Херсон. Из Херсона я уехала жить в Чехию, вышла замуж. А после смерти мужа ушла в монахини.

— То есть постриг вы принимали здесь, в Чехии?

— Здесь. Постригал меня владыка Христофор. До этого я уже была в монастыре, ездила в Белгород к мощам святителя Иоасафа — меня мучили головные боли, и я вычитала, что у этих святых мощей многие исцелялись. Исцелилась и я. Потом вторично поехала я в Белгород, а там был праздник, остановиться было негде, и мне посоветовали женский монастырь. Я пожила там немного, игуменья стала меня просить, чтобы я побыла еще. Я помогала на кухне, у них людей мало, всего 33 монахини. Пробыла я там полгода, уже была одета послушницей. Как раз в это время был введен визовый режим между Россией Чехией, и мне нужно было уезжать. Вернулась я в Чехию, и была я уже ни мирянка, ни монахиня. И тогда стала я просить Владыку о постриге. Именно в это время был построен и освящен храм святого Николая на Доубской горе в Карловых Варах, и Владыка сказал, что пострижет меня и я буду там жить. Вот таким путем я осталась там.

— Нравится ли вам этот храм?

— Очень нравится. Там просто святое место. И сколько людей ко мне ни приходит, ни один из них не сказал, что ему там как-то неуютно или не по себе — всем очень хорошо. Даже исцеляются люди. Посидят в келье, попьют чаю — и болезни их оставляют. Очень благодатное место.

— Не тяжело ли вам жить там одной и нести послушание?

— Бывает и тяжело, но с духовной стороны очень хорошо. Иной раз и плачу, что тяжело, но потом думаю: а если б никто не ездил сюда, никто не ходил — для чего же Господь меня сюда поставил? Апостолов для чего Господь послал в мир? Чтобы проповедовали веру. Так и меня на эту гору. Ведь в Карловы Вары приезжает со всего мира народ. Все идут на прогулку, а приходят — райский уголок. Я им иконочки даю, молитвеннички. Каждый ведь приходит с нуждами своими, с проблемами, болезнями. Бывает, просят: «Матушка, экзамены сдаю, помолитесь!», «Матушка, кто-то заболел, помолитесь!». И я молюсь за них.

— Есть ли у вашего храма постоянные прихожане?

— Больше туристов, конечно. Но кто один раз пришел, потом начинает ходить постоянно.

— В Карловых Варах есть большой православный храм святых Петра и Павла. Два храма на один небольшой город — это не много?

— Никакого соперничества не может быть. У меня редко проходят службы, чаще я к ним хожу. Но наш храм не лишний. Храм вообще не может быть лишним. Чем больше храмов на Земле, тем лучше.

Беседовала Виктория Крымова